Фармбизнес наизнанку
В последнее время все активнее стали говорить о лоббировании интересов фармкомпаний врачами и аптеками. Широко дискутируются новые проекты законодательных актов – все это конечно понятно. Но давайте все-таки разберемся – по своей ли воле “грешат” врачи, аптеки и фармкомпании, или им приходится прибегать к таким методам.
Фармбизнес – тоже бизнес!
Компании, вкладывающие немалые инвестиции в разработку т.н. оригинальных препаратов, пытаются впоследствии извлечь из этого выгоду. Немного режет слух слово “выгода” в отношении лекарственных средств. Но фармацевтический бизнес – это тоже бизнес и от этого никуда не деться.
Давайте вместе попытаемся смоделировать этапы этого бизнеса.
Казалось бы, ничего плохого в этой схеме нет. Нормальный бизнес. Но впоследствии, по окончании так называемого патентного срока, наш “абракадабрин” начинают выпускать множество других компаний под другими торговыми наименованиями. Это делается для того, чтобы “откусить кусочек пирога”. Эти лекарства называют дженериками. Цены на них, как правило, на порядок меньше. Существуют фармкомпании, которые производят только дженерики, при этом, не вкладываясь в разработку оригинальных препаратов.
Теперь перед врачом и пациентом предстоит выбирать не сам препарат, а его торговое наименование. Компании-разработчику становится обидно, что часть прибыли от его инвестиций (а иногда и львиная доля) будет зарабатывать другая компания. Именно поэтому начинается жесткая и порой не этичная конкуренция.
Врачи тоже хороши.
В такой обстановке открываются новые “таланты” врачей – способности “разводить” представителей фармкомпаний на различные блага. Под благами здесь подразумевается все от банальных сувенирок и ручек до “поездок на теплые моря”. У врачей складывается позиция: “Кто лучше спляшет, того препарат и будем назначать”. Наиболее порядочные врачи становятся “актерами” – они играют роль врача, идущего на сотрудничество (чтобы дарили побольше), а на практике руководствуются все-таки здравым смыслом. Правда, один мой знакомый врач поразил меня своей порядочностью: прежде чем назначить какой-либо препарат он открывает справочник и выписывает оттуда все торговые наименования назначаемого средства и пациент сам выбирает, что ему по карману. Аптеки и аптечные сети также ведут себя не лучшим образом.
Где консенсус?
Так как же до пациентов должен доходить препарат? Как врачи должны узнавать о новых современных препаратах? Смогут ли государственные структуры обеспечить врачей информацией? На мой взгляд, всю эту проблему можно решить следующим образом:
Фармбизнес – тоже бизнес!
Компании, вкладывающие немалые инвестиции в разработку т.н. оригинальных препаратов, пытаются впоследствии извлечь из этого выгоду. Немного режет слух слово “выгода” в отношении лекарственных средств. Но фармацевтический бизнес – это тоже бизнес и от этого никуда не деться.
Давайте вместе попытаемся смоделировать этапы этого бизнеса.
- Научно-исследовательский этап. Компания начинает научно-исследовательские работы по созданию нового лекарственного препарата и его испытанию. Как правило, разрабатывают препараты для лечения наиболее актуальных и распространенных заболеваний. Новый препарат должен обладать некими уникальными преимуществами перед другими препаратами для лечения этого же заболевания. Наверное, самый дорогостоящий и длительный этап.
- Этап клинических исследований. Также затратный этап. Проводятся крупномасштабные клинические исследования с привлечением большого числа медицинских специалистов в разных странах для подтверждения высокой эффективности и безопасности нового лекарственного средства.
- Регистрационный этап. Лекарственное средство регистрируется под определенным торговым наименованием.
- Продажа. Тут по идее должно, наконец, начаться извлечение прибыли. Но кто же из врачей или аптечных работников будет рекомендовать ваш “абракадабрин”, даже если он сверхэффективный. Надо как-то заявить о себе! Пора вспоминать изречение “Реклама – двигатель торговли”! Конечно, грубовато в отношении медицины, но это так!
- Продвижение. Вот тут-то и начинается “реклама”. В фармбизнесе она особая – опосредованная. Например, рецептурные препараты нельзя рекламировать напрямую потребителям – на ТВ, в газетах и т.п. На пути между производителем и потребителем встает врач или провизор аптеки. Их в фармкомпаниях за это прозвали “прескрайберами”.
Казалось бы, ничего плохого в этой схеме нет. Нормальный бизнес. Но впоследствии, по окончании так называемого патентного срока, наш “абракадабрин” начинают выпускать множество других компаний под другими торговыми наименованиями. Это делается для того, чтобы “откусить кусочек пирога”. Эти лекарства называют дженериками. Цены на них, как правило, на порядок меньше. Существуют фармкомпании, которые производят только дженерики, при этом, не вкладываясь в разработку оригинальных препаратов.
Теперь перед врачом и пациентом предстоит выбирать не сам препарат, а его торговое наименование. Компании-разработчику становится обидно, что часть прибыли от его инвестиций (а иногда и львиная доля) будет зарабатывать другая компания. Именно поэтому начинается жесткая и порой не этичная конкуренция.
Врачи тоже хороши.
В такой обстановке открываются новые “таланты” врачей – способности “разводить” представителей фармкомпаний на различные блага. Под благами здесь подразумевается все от банальных сувенирок и ручек до “поездок на теплые моря”. У врачей складывается позиция: “Кто лучше спляшет, того препарат и будем назначать”. Наиболее порядочные врачи становятся “актерами” – они играют роль врача, идущего на сотрудничество (чтобы дарили побольше), а на практике руководствуются все-таки здравым смыслом. Правда, один мой знакомый врач поразил меня своей порядочностью: прежде чем назначить какой-либо препарат он открывает справочник и выписывает оттуда все торговые наименования назначаемого средства и пациент сам выбирает, что ему по карману. Аптеки и аптечные сети также ведут себя не лучшим образом.
Где консенсус?
Так как же до пациентов должен доходить препарат? Как врачи должны узнавать о новых современных препаратах? Смогут ли государственные структуры обеспечить врачей информацией? На мой взгляд, всю эту проблему можно решить следующим образом:
- Запретить назначение торговых наименований, выписку осуществлять только по международным названиям: врачи должны думать не о торговых наименованиях, а о принятых в медицине схемах лечения.
- Зафиксировать ценовой диапазон для препаратов, имеющих более одного торгового наименования (???): производителям оригинальных препаратов не будет “обидно”, а дженерическим компаниям будет не выгодно их производить, потому что покупать будут оригинальный.
- Требовать от аптек перечисления всех торговых наименований препарата и пусть пациент сам выбирает тот, который ему по карману.
- Возложить ответственность за информирование медицинских и аптечных работников о новых препаратах (их международных названиях) на государственные структуры.
Комментарии - 0