Рынок медицинского оборудования в РФ
На сегодня в государственной политике вопросы охраны здоровья занимают одно из ведущих мест в сферах экономики и социального обеспечения. По данным Счетной палаты России, в 2020–2022 гг. около 3% ВВП составляют расходы, связанные со здравоохранением. Производство медицинского оборудования – одно из ключевых звеньев работы системы. О специфике этого сегмента российского рынка рассказывает Станислав Громов, директор по развитию «РенМедПром».
Иностранные или отечественные производители: особенности присутствия на рынке
На современном государственном рынке оборудования для медицинских целей доля мировых производителей достигает 78–80%. В каждом сегменте выделяются свои фавориты: большую часть ультразвуковых аппаратов предоставляет Hitachi, ангиографов – Toshiba, магнитно-резонансных томографов – General Electric, а аппаратуру для наркозов – Drager. Также широко представлены иностранные гиганты производства, такие как Siemens – с оборудованием для лабораторной диагностики, Johnson&Johnson – с диагностической аппаратурой, Stryker, Philips и др. Оставшиеся 20–22% российских производителей по большей части занимают сегменты производства систем мониторинга и компьютерных рентгеновских томографов.
Даже при доминировании иностранных производителей у отечественного рынка большой потенциал для роста. Население России постоянно увеличивается. К сожалению, вместе с ним повышается и степень заболеваемости. Этим обуславливается широкий спрос на услуги медицины. Другой значимый фактор – это повышение государственной заинтересованности в развитии отрасли, обусловленной санкциями и ситуацией в экономике.
Государственная поддержка
В данный момент главный потребитель для изготовителей и дистрибьюторов медицинской аппаратуры – это государственный заказчик. Базовыми сегментами отечественного рынка являются: оборудование для томографии и ультразвукового обследования с качественной визуализацией; оперативные, наркозно-дыхательные и хирургические аппараты; приборы для искусственной вентиляции легких и системы мониторинга жизни. Стратегии развития государственного производства этого оборудования воплощаются в государственных программах, направленных на охрану здоровья: «Борьба с онкологическими заболеваниями», «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям», «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями».
Все федеральные проекты предполагают основательное правительственное инвестирование данной отрасли. Объем государственных закупок в 2019 году, по данным Vademecum, составил 355,6 миллиарда рублей. В последние годы заметно увеличение темпов роста и в коммерческой сфере. Все чаще частные заведения отдают предпочтение оборудованию отечественного производства. Эта тенденция обуславливается завоеванием новых участков рынка, увеличением объемов производства и эффективной политикой маркетинга.
Отраслевые проблемы
Даже при стремлении государства к импортозамещению из-за существенного преобладания иностранной продукции отечественный рынок медицинской аппаратуры по-прежнему серьезно зависит от внешней политики России и положения мировой экономики. Также существенной проблемой для наращивания темпа роста является достаточно высокий порог входа на рынок.
Не меньшую сложность для производителей представляет введение высоких технологий. В РФ регистрация новой аппаратуры может занимать больше года. Из-за этого оборудование, когда оно наконец-то выходит на рынок, уже не является технологической новинкой. Но даже если компании успевают внедрить его, их подстерегает следующая проблема – нехватка медицинского персонала, умеющего работать с такой аппаратурой. Чтобы решить этот вопрос, крупнейшие мировые производители организовывают специальные обучающие программы для медиков, в рамках которых готовят пользователей новыми технологиями.
Сотрудничество с дистрибьюторами
Дистрибьюторы являются одними из основных рыночных игроков. Они помогают компаниям осваивать новые рынки в регионах и увеличивать объемы продаж. Именно с дистрибьюторским участием осуществляются крупные поставки медицинской аппаратуры внутри государства и за его границами. Работа с оптовыми торговцами позволяет сократить участие в федеративных тендерах, уменьшить расходы на хранение и транспортировку, избавляет от необходимости обеспечивать возможности клиентского кредитования и набирать лишний персонал.
Медицинским заведениям тоже выгоднее работать с дистрибьюторами. Они получают соответствующее консультирование, богатый выбор услуг и полное обслуживание – гарантийное и сервисное – после приобретения аппаратов.
Продвижение продукции
Изготовителям медицинской аппаратуры необходимо выстраивать взаимовыгодные отношения с дистрибьюторами, потому что именно они осуществляют основную долю торговых операций на внутреннем и внешнем рынках, и от их работы существенно зависят прибыль производства и наращивание объемов продаж.
Большинство предпринимателей использует базовые методы маркетинга, разделяющиеся на косвенные и прямые. К косвенным относятся PR-кампании, курсы повышения квалификации медперсонала, участие в тематических телепрограммах, семинарах, дебатах, ярмарках и фестивалях. А прямой метод – это непосредственные контакты с постоянными и будущими покупателями и посредниками, составляющие основу продвижения товаров.
Отечественный рынок медицинской аппаратуры справляется с целым рядом проблем благодаря государственной поддержке и ежегодно демонстрирует стабильный рост объемов. Для продолжения увеличения темпов роста необходима активная и эффективная борьба против монополизации, упрощение процедуры регистрации технологических новинок и частные инвестиции.
Комментарии - 0