Как работать по нормам 223-ФЗ в рамках Контрактной системы?
Данная статья посвящена актуальной возможности для госзаказчиков, работающего в рамках Контрактной системы, проводить закупки по нормам Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Эта возможность предусмотрена и закреплена в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Закон 223-ФЗ предназначен для регулирования закупок государственных корпораций и компаний, субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и так далее. Этот закон носит рамочный характер, который позволяет самим организациям создать свое положение о закупках и проводить процедуры по нему. Основное преимущество использования закона 223-ФЗ заключается в том, что закупочные процедуры можно проводить быстрее, а заказчик при использовании запроса предложений и запроса цен не обязан заключить контракт с поставщиком по итогам проведения закупки.
В статье 15 закона 44-ФЗ предусмотрена возможность использования закона 223-ФЗ для закупок за счет денежных средств от коммерческой деятельности, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами. При этом государство ставит условие: бюджетное учреждение должно разработать свое положение о закупках. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ этот документ должен быть утвержден учредителем и размещен на официальном сайте zakupki.gov.ru до 1 апреля 2014 года. Если заказчик не разместил положение в указанный срок, то перейти на закупки по закону 223-ФЗ можно будет с 1 января 2015 года, так же проведя всю процедуру: разработать положение, согласовать его с учредителем и разместить на официальном сайте.
Рассмотрим преимущества работы по нормам закона 223-ФЗ на конкретном примере. Предположим, что в больницу поступил тяжелобольной пациент и нужно срочно закупить необходимые лекарства.
В рамках закона 44-ФЗ сделать это можно по статье 93 у единственного поставщика. Однако в соответствии с требованиями закона объем закупок у единственного поставщика ограничен 5% от годового плана-графика для закупок стоимостью до 100 000 рублей. Обычно эта квота уходит на закупку услуг у естественных монополий. Когда же появляется необходимость срочной закупки, заказчик, к сожалению, вынужден проводить конкурентную процедуру, которая может затянуться на длительный срок. Пациент за это время может просто умереть.
В законе 44-ФЗ на подобные случаи предусмотрен следующий механизм: закупка медикаментов на основании решения врачебной комиссии. При поступлении пациента создается врачебная комиссия, которая решает какой препарат потребуется закупить. На основании этого решения проводится закупка, но ее стоимость не может превышать 200 000 рублей. Препарат должен закупаться только для одного пациента и с запасом не более чем на четыре недели. А если необходимое лекарство стоит 300 000 рублей? Пациент должен умереть?
В рамках закона 223-ФЗ можно провести конкурентную закупку длительностью от трех дней. В данном случае не надо собирать врачебных комиссий или высчитывать процент от общего плана графика. Достаточно только внести закупку в годовой план-график и разместить извещение на официальном сайте zakupki.gov.ru. На это вы потратите один день, а уже через три-пять дней у вас будет победитель, который участвовал в конкурентной процедуре и на законных основаниях сможет поставить необходимое лекарство.
Конечно, разработка собственного положения о закупках – задача непростая. Национальная ассоциация институтов закупок, в рамках реализации программы «Контрактная система в действии», предлагает всем заказчикам поддержку в этом вопросе.
Поэтому всем организациям, которые хотят работать по нормам закона 223-ФЗ, но не успели разработать собственные Положения до 1 апреля 2014 года, мы предлагаем подготовиться и сделать это до 1 января 2015 года.
Автор: Михаил Шелоумов, руководитель проекта Национальной ассоциации институтов закупок.
Статья опубликована в журнале «Госзаказ: управление, размещение, обеспечение», №35, январь-март 2014 года.
Источник публикации: НАИЗ (Национальная Ассоциация Институтов Закупок)
Комментарии - 0