«Самсон-Фарма» — российская фармацевтическая компания-ритейлер, основанная в 1993 году в Москве Самсоном Согояном.
По данным аналитического агентства IMS Health (бывшее ЦМИ «Фармэксперт»), компания входит в десятку крупнейших аптечных сетей по доле на коммерческом розничном рынке лекарственных средств России с долей 0,82 % рынка по итогам января — июня 2013 года[3].
По состоянию на 2015 год, более 50 аптек сети расположены во всех округах Москвы. Расширение в других регионах компания не планирует[5].
Является членом Российской Ассоциации Аптечных Сетей (РААС). Обладатель ряда профессиональных премий: «Золотые сети России» (2007), «Золотая ступка» (2012), «Платиновая унция» (2005, 2008, 2013).
Деятельность
В начале 2000-х годов в аптечной сети продавались не менее 100 препаратов, которые в Москве больше нигде не распространялись: в основном это лекарства от серьёзных заболеваний. За счёт больших объёмов продаж, они приносили большую часть выручки компании, которая устанавливала на них небольшие наценки в 1—3%.
Однако с 2006—2007 годов эту нишу стали занимать другие сетевые конкуренты, а также независимые аптеки, которые предлагают такие же низкие цены на редкие препараты. Таким образом, у ритейлера осталось только два эксклюзивных продукта. Конкуренция заставила компанию диверсифицировать ассортимент и ценовую политику.
Первоначально, устойчивые рыночные позиции «Самсон-Фарме» приносили аптеки формата «дискаунтер», с помощью которого она обеспечивала минимальный уровень розничной наценки. Аптеки открывались на второй линии домов в сотнях метров от метро. Многие эксперты при этом отмечают компанию в качестве примера «чуть ли не единственного примера успешной независимой дискаунтерской сети». Однако в 2010—2011 годах формат «дискаунтер» перестал быть выгодным, и компания сменила бизнес-модель, открыв несколько новых аптек уровня «luxury» в центре Москвы.
В 2006 году «Самсон-Фарма» первой в России установила автоматическую линию сбора лекарств от немецкой компании Willach для борьбы с очередями. По сведениям компании, за счёт автоматизации среднее время обслуживания клиента сократилось почти втрое.
В 2009 году Самсон Согоян занялся диверсификацией бизнеса, открыв пансионат «Самсон» на побережье Азовского моря недалеко от Мариуполя в посёлке Новая Ялта (Украина), а в 2010 году — основал компанию «Самсон букет» по оформлению букетов, корзин и композиции свадебной флористики.
По данным компании, её штат составляет 500 сотрудников. По мнению различных экспертов, один из главных активов «Самсон-Фарма» — это её основатель Самсон Согоян, который сумел за счёт низких цен добиться высоких оборотов с каждой аптечной точки. По итогам 2014 года, «Самсон-Фарма» занимает первое место в России по показателю наибольшего среднего чека (1 460 рублей), по данным DSM Group — 12-е место по объёму продаж (7,8 млрд руб.) с долей на коммерческом сегменте рынка 0,9% (прирост оборота по сравнению с 2013 годом — на 32%).
Социальная направленность
По словам владельца компании Самсона Согояна, компания «изначально позиционировала себя как социальные аптеки, рассчитанные на все слои населения», и предлагала лекарства по «доступным, справедливым ценам», в основе принципов работы его аптечной сети — социальное ориентирование. По утверждению владельца, 33,1% оборота лекарств в аптечной сети составляют жизненно важные лекарственные препараты (ЖНВЛП).
В 2013 году социальная политика сети предусматривала скидки до 3,5% по социальной карте москвича, а также бонусы до 6,5% по дисконтной карте аптеки. На медикаменты, участвующие в акции «Суперцена месяца», скидка достигала 11%. Кроме того, компания поддерживает различные благотворительные проекты, а в 2010 году был создан собственный благотворительный фонд «Самсон».
О компании:
Аптечная сеть «Самсон-Фарма», создана в 1993 году Самсоном Согояном, врачом по образованию. На конец апреля 2016 года в сети насчитывается 57 аптек, расположенных в Москве. Из них 22 аптеки работают в круглосуточном режиме.